Засуха 2010
Удивительные погодно-климатические аномалии, свидетелями которых явились жители Северного полушария летом 2010 года, являются далеко не «первой ласточкой» того, что еще в прошлом веке было поименовано как «глобальное потепление». Сейчас, когда процесс пошел, бессмысленно уточнять, является ли происходящее с погодой и климатом (а это разные вещи) чисто природным циклическим явлением, или это спровоцировано в том числе антропогенными выбросами парниковых газов в атмосферу.
Очевидно одно – планета пытается приспособиться к новому тепловому балансу, прийти в новое равновесное состояние. Любая сложная система – а ничего более сложного, чем многофакторные процессы взаимодействия гидросферы, атмосферы и литосферы с неконтролируемо большим значением переменных человечество пока не знает – пытается прийти к равновесию. И в такой ситуации климат становится еще более непредсказуемым, особенно в долгосрочной перспективе.
Явно проявляющиеся тенденции по распреснению Северного Ледовитого и Южного океанов вследствие задокументированного повышения среднегодовой температуры на планете, приводят к перераспределению тепловых потоков (течений). Именно эти процессы в конечном итоге находят непосредственное отражение в погоде на евразийском пространстве. И причины засухи именно в этом.
Невиданная доселе жара в России (в Якутии +35 по Цельсию), невероятные по интенсивности дожди в других регионах евразийского пространства – это только начало. В итоге засуха 2010 показывает нам, что в новом равновесном состоянии на экваторе станет невыносимо жарко летом, а в умеренных широтах станет очень жарко. При этом зимой Северную Европу ждут невиданные там ранее сибирские морозы, так как Гольфстрим все более «подныривает» под пресные воды Северного океана и перестает работать в качестве «грелки», делавшей климат в этом районе Земли мягким.
Влияние засухи, которая теперь будет практически ежегодной в зоне так называемого «рискованного земледелия», пока еще трудно оценить, но очевидно одно – производство зерна и вообще ведение сельскохозяйственной деятельности многократно удорожается, а проект переброски северных рек на юг вновь обретет свою актуальность.